Нормативные документы
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 30 декабря 2022 г. № 509 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 № 184»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 ноября 2023 г. № 348 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 14 августа 2023 г. № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году»
5.Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»
6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 августа 2023 г. № 263 О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году
Информация о проведении централизованного экзамена (ЦЭ)
В 2024 году учащиеся XI классов будут сдавать два централизованных экзамена (далее – ЦЭ): русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося), предмет по выбору из числа предметов по которым проводится централизованное тестирование (математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история, обществоведение, география, английский язык, французский язык, немецкий язык, испанский язык, китайский язык). При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для будущих абитуриентов.
Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.
Постановлением Министерства образования от 11.07.2022 №184 утверждены Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена.
Определены даты проведения ЦЭ в 2024 году:
- по учебным предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, французский, немецкий, испанский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «Обществоведение», «География» (по выбору учащегося) в основные сроки – 27 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 19 августа 2024 г.;
- по учебному предмету «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 30 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 21 августа 2024 г.
Для учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена по учебным предметам, указанным выше.
Выпускной экзамен по учебным предметам проводится в основные сроки с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 23 августа 2024 г. в следующих формах:
- «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
- «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
- по иным учебным предметам (по выбору учащегося) по билетам в устной форме.
В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение ЦЭ, определено учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ), который занимается проведением ЦТ.
Регистрация учащихся XI классов для участия в ЦЭ, выдача пропусков для входа в пункт ЦЭ, выдача сертификатов осуществляются в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО). Таким образом, одиннадцатиклассники прибудут в пункт ЦЭ только два раза для сдачи самого экзамена.
Подготовку и проведение ЦЭ можно условно разделить на три этапа.
1 этап. Подготовительный.
- До 1 февраля 2024 г. Министерством образования по предложениям главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома будут утверждены перечни пунктов проведения ЦЭ и закрепление за каждым пунктом УОСО.
Пункты проведения ЦЭ формируются в каждом районе. В качестве пунктов ЦЭ определяются учреждения высшего и среднего специального образования. В случае отсутствия в районе учреждения высшего или среднего специального образования, пунктом ЦЭ может быть УОСО.
В целях предупреждения вопросов, касающихся «человеческого фактора», «неравных условий», при сдаче ЦЭ в УОСО для работы в аудиториях будут привлекаться педагогические работники из других учреждений образования, а также из других районов.
- До 1 февраля 2024 г. в УОСО должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в ЦЭ. Работа по определению учащимися предметов для сдачи ЦЭ должна быть завершена в УОСО до 1 марта 2024 г.
Заявления на участие в ЦЭ подаются учащимися на бумажном носителе руководителю УОСО по установленной форме при предъявлении документа (копии документа), удостоверяющего личность, или одним из законных представителей при предъявлении документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих статус законного представителя.
Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия УОСО с 20 марта по 5 апреля 2024 г.
Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов (русский или белорусский) возможно только до истечения сроков регистрации, т.е. до 5 апреля 2024 г.
- От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам (далее – республиканская олимпиада).
Победители третьего этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от одного ЦЭ – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по данному учебному предмету выставляется 10 баллов.
Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от всех ЦЭ. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов, по остальным предметам – годовая отметка.
Учитывая, что учащиеся XI класса должны определиться с предметами для ЦЭ в феврале месяце, а заключительный этап республиканской олимпиады проходит в конце марта, то для освобождения от ЦЭ победителям олимпиады необходимо будет написать заявление на имя руководителя УОСО.
Сохранены льготы для победителей третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады при поступлении в учреждения высшего образования. Как и ранее победители заключительного этапа республиканской олимпиады зачисляются без вступительных экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).
Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады, как и ранее, имеют право поступить без экзаменов в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные вузы на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.
Кроме того, диплом I степени третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады дает право на выставление 100-баллов по соответствующему профильному предмету.
Если учащиеся решили воспользоваться указанными льготами, то в приемную комиссию вуза они предоставляют диплом победителя олимпиады (сертификат ЦЭ или ЦТ ими не выдаются).
Если победители третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады приняли решение поступать в учреждение высшего образованию по профилю, не связанному с победой на олимпиаде (победитель по физике поступает в медицинский университет), то они могут выбрать одну из двух траекторий:
быть освобождены от ЦЭ на основании заявления на имя руководителя УОСО и принимать участие в ЦТ, сдав три экзамена;
отказаться от освобождения от ЦЭ (заявление на имя руководителя не подается) и получить необходимые для поступления в учреждение высшего образования 2 сертификата на ЦЭ и один на ЦТ.
- К ЦЭ допускаются учащиеся, которые имеют положительные годовые отметки по учебным предметам, по которым проводится ЦЭ.
Учащиеся, которые не допущены к ЦЭ, получают справку об обучении.
2 этап. Основной.
- Органы управления образованием совместно с УОСО несут ответственность за доставку и сопровождение учащихся к пункту ЦЭ и обратно.
Доставка к пунктам ЦЭ и обратно к УОСО будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в г.Минске.
Прибытие в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 30 минут до начала экзамена. Время начала ЦЭ в 11.00.
Накануне проведения ЦЭ случайным образом учащиеся распределяются по аудиториям.
- В день проведения ЦЭ в пункте обеспечивается пропускной режим. Участники ЦЭ пропускаются в пункт только по спискам, на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается его допуск в пункт при условии нахождения в списках зарегистрированных на ЦЭ. Данному учащемуся пропуск оформляется непосредственно в пункте проведения ЦЭ. Учащиеся, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.
Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.
В пункте проведения ЦЭ в дни его проведения организуется работа поста медицинской помощи.
- В аудиториях находятся три педагогических работника, один из которых – учитель учебного предмета, по которому проводится ЦЭ. Распределение педагогических работников по аудиториям осуществляется случайным образов утром в день проведения ЦЭ.
- Доставка экзаменационных материалов из РИКЗ осуществляется фельдъегерской службой. Вскрытие и упаковка экзаменационных материалов проводится непосредственно в аудиториях.
Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы. В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей, иное).
- Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:
проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику (за исключением калькулятора на ЦЭ по физике и химии, который не является средством хранения, приема и передачи информации), фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
фотографировать экзаменационные материалы;
разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
Нарушение правил влечет за собой удаление из аудитории, бланк ответов не проверяется, участник может сдать экзамен только в августе. Следовательно – теряет право поступления в учреждение высшего образования.
- Завершением основного этапа является отправка экзаменационных материалов на обработку в опломбированных вализах государственной фельдъегерской службой.
3 этап. Заключительный.
На этом этапе РИКЗ осуществляет проверку выполненных работ, оформляет сертификаты и передает их в пункты проведения ЦЭ.
По итогам прохождения ЦЭ каждый учащийся XI класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу, по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.
Сертификат ЦЭ, как и сертификат ЦТ, действителен два года.
Завершается заключительный этап 14 июня 2024 г. выпускным вечером, на котором выпускники, сдававшие ЦЭ в основные даты и резервные дни в мае, в торжественной обстановке получают аттестаты об общем среднем образовании.
Выпускники, сдававшие ЦЭ в августе, также получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке, но участвовать во вступительной кампании в учреждения высшего образования в 2024 году не смогут. Однако, они смогут продолжить обучение в учреждениях среднего специального образования.
Спецификация экзаменационной (тестовой) работы по учебному предмету для проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования в 2024 году
Русский язык
Белорусский язык
Физика
Математика
Химия
Биология
Английский язык
Немецкий язык
Испанский язык
Французский язык
История Беларуси
Обществоведение
География
Всемирная история (новейшее время)
Китайский язык
источник: https://edu.gov.by/tsentralizovannyy-ekzamen-2024/spetsifikatsii-2024/
Полезные ресурсы для подготовки ЦЭ и ЦТ
Полезные ссылки
Информация о профессиях и специальностях:
- Сайт Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by);
Информация об учебных заведениях:
- правила приема в учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (www.ripo.unibel.by);
- перечень учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (kudapostupat.by);
Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:
- Министерство образования Республики Беларусь: edu.gov.by;
- Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;
- Национальный институт образования: www.adu.by;
- Академия последипломного образования: www.akademy.by;
- Республиканский институт профессионального образования:www.ripo.unibel.by;
- Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь:www.giac.unibel.by;
- Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;
- Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;
- Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by;
- Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:kudapostupat.by
Сайты о профессиях
информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год:
Словари, справочники о профессиях:
Популярные профессии – краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно - о наиболее часто предлагаемых вакансиях.
Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь:
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - http://www.mintrud.gov.by
Брестского облисполкома - http://www.brest-region.by
Витебского облисполкома- http://www.vitebsk-region.gov.by
Гомельского облисполкома – http://www.gomel-region.gov.by
Гродненского облисполкома – http://www.grodno-region.gov.by/ru
Минского облисполкома – http://www.minsk-region.gov.by/index.aspx
Минского городского исполнительного комитета – http://www.minsk.gov.by
Могилевского облисполкома – http://www.region.mogilev.by
Полезные рекомендации
Готовимся к экзаменам
Экзамен – это всегда стресс, причем стресс весьма глубокий, который ведет до сильного физического и эмоционального напряжения. Не очень тяжело преодолевает стресс человек сильный, уверенный в себе, а человек неуверенный в себе проиграет в самом начале борьбы.
Таким образом, первая рекомендация выпускникам – формирование уверенности в себе, уверенность в том, что у вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.
Вторая рекомендация и ученикам, и их родителям: плохо сданный экзамен – это не конец света, это также позитивный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежать их в будущем. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена, планируйте его много вариантность, чтобы не получилось так, что неудачно сданный экзамен перечеркнул все варианты плана на перспективу.
В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, а то может случиться, что все силы вы потратите на подготовку, а на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Во время интенсивной подготовки научитесь расслабляться, делайте перемены, слушайте спокойную музыку.
Если при подготовке к экзаменам вы потеряли аппетит или начали переедать, появилась бессонница и постоянное чувство утомления, грызете ногти или головная боль, плаксивость без всякой причины, то можно сказать, что у вас еще до экзаменов появились приметы чрезмерного стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в сложной ситуации. В связи с этим необходимо принять решение по его преодолению. Напряжение хорошо снимается творческими занятиями в свободное время – рисованием (даже если вы рисуете плохо), можно сходить на выставку, в театр.
Хорошо помогают занятия спортом, бассейн, массаж.
Впечатлительным, тревожным ребятам рекомендуется потренироваться сдавать экзамен заранее, лучше всего с малознакомым человеком, или представить в деталях все событие, и при этом не зацикливаться на каком-то одном моменте. Перед экзаменом видеть только положительные приметы.
За ночь до экзаменов постарайтесь хорошо выспаться, а с утра обязательно обратите внимание, «как у меня прекрасно начался день, какое прекрасное утро (даже если на улице идет дождь)». По дороге на экзамен, не думайте про его, переживайте каждое мгновение того, что окружает вас. Если вы почувствуете, что тревога преодолевает, то вам, возможно, поможет следующее упражнение. Сами себе произнесите, что вы чувствуете в трех вариациях (чувствую, как ветер продувает мне спину, солнце слепит глаза и т.д.), или то же самое с понятиями «слышу, вижу». Это упражнение поможет вам переключить ваше внимание на более приятные переживания. Если вас преодолевает тревога, можно использовать и такой прием: подумайте, вспомните, представьте себе то место, где вы чувствовали себя наиболее комфортно – это, может быть берег моря, парк, поле в цветах. Постарайтесь почувствовать мелкие детали.
На экзамен старайтесь одеться в удобную, аккуратную одежду. Старайтесь, чтобы она не была новой, потому что неизвестно, как вы в ней будете себя чувствовать.
И рекомендации педагогам, которые принимают экзамен. Попробуйте на своих воспитанников посмотреть так, будто вы их видите первый раз. И, возможно, кто-нибудь с их свою оценку повысит.
Как подготовиться психологически
Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслаблению.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
Посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево - вправо (15 секунд)
Напиши глазами свое имя, отчество, фамилию
Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд)
Нарисуй глазами квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Перед Вами экзаменационное задание. Что делать дальше?
Просмотрите задание целиком. Попробуйте оценить его: какие задания более легкие, какие более сложные. Начинайте выполнение с самых простых заданий (теоретических вопросов или задач). Начиная с самых сложных, Вы можете потерять очень много времени и не успеть выполнить простые. Кроме того, выполнение даже простых заданий придает Вам уверенность в собственных силах, а с таким настроением проще справиться и со сложными задачами и вопросами.
Не забывайте о времени! Ошибки в распределении времени на экзамене встречаются очень часто. Поэтому, решив задачу на черновике, и проверив ее, перепишите ее на чистовик и больше к ней не возвращайтесь.
Никогда не берите с собой на экзамен шпаргалки! Во-первых, если ее обнаружат. Вас выгонят с экзамена. Во-вторых, наличие шпаргалки мешает Вам сосредоточиться, так как все ваше внимание направлено на то, как бы воспользоваться шпаргалкой. Хотя, если бы Вы сосредоточились, то наверняка вспомнили бы нужную формулу, определение, закон или графическую зависимость.
За полчаса до конца экзамена подумайте, к чему следует приложить силы в оставшееся время. Попытаться решить до конца не получающуюся задачу или еще раз проверить решенные, так как несколько мелких ошибок в каждой из решенных задач могут привести к значительному снижению итоговой отметки.
Время экзамена закончилось. Вложите листы-вкладыши в титульный лист, сдайте работу и экзаменационный лист и ждите отметку, которая обычно объявляется на следующий день.
Узнавать отметку приходите лично, так как после объявления отметок можно ознакомится с проверенной работой и подать апелляцию, если Вы с чем-то не согласны. Боритесь за каждый балл! Это в ваших интересах!
Теперь у Вас очень ответственное и волнительное время – сдача государственных экзаменов. А экзамен – это всегда стресс, причем стресс достаточно глубокий, который ведет к сильному физическому и эмоциональному напряжению. Не так тяжело преодолевает стресс сильный, уверенный в себе, а человек неуверенный проиграет в самом начале борьбы.
Первая рекомендация выпускникам - формируйте уверенность в себе, уверенность в том, что у вас все получится, в любых ситуациях вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.
Вторая рекомендация и старшеклассникам и их родителям:
Плохо сданный экзамен – это не коней света, это также положительный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежишь их в будущем. Планируйте свое будущее независимо от результатом сданного экзамена, планируйте ее многовариативностъ, чтоб не получилось так, что неудачно сданный экзамен перечеркнул все варианты плана на перспективу.
В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не более чем 8 часов, а то может получиться, что все силы вы потратили на подготовку, а на сдачу экзамена энергии у вас не останется. Во время интенсивной подготовки научитесь расслабляться, делайте перерывы, слушайте спокойную музыку. Хорошо поможет расслабиться аутогенная тренировка.
Когда при подготовке к экзаменам вы потеряли аппетит или начали переедать, появилась бессонница и постоянное ощущение усталости, головная боль, слезливость без всякой причины и т.д., то можно утверждать, что у вас еще до экзаменов появились приметы стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в трудной ситуации. В связи с этим необходимо принять меры по его преодолению.