Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Теоретической основой для разработки проекта выступили:
- теории развития личности, ведущей роли деятельности в становлении личности, идеи рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого-педагогической науки и практики в области профессионально роста педагога (К. А. Альбуханова-Славская, JI. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JI. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.); идеи об интегративном и интерактивном характере профессиональной деятельности и уровнях деятельности (Я. Л. Коломинский, В. Б. Лебединцев, И. Д. Чечель и др.);
- теории образования, в которых оно выступает как усвоение опыта, приобретаемого как в процессе учебно-познавательной деятельности, так и при взаимодействии с окружающей средой (А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.); концепции личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.); дидактические особенности организации и применения традиционных и инновационных форм обучения (Г. К. Селевко, В. А. Сластёнин, А. В. Хуторской и др.);
- теории управления социальными и образовательными процессами (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, Д. Дьюи, А. И. Жук, У. Килпатрик, Н. Н. Кошель, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.);
- теоретические основы самообразования и его практической реализации (А. И. Андарало, А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, В. В. Догонова, Г. М. Коджаспирова, И. И. Колбаско, А. И. Кочетов, Н. К. Крупская, С. Н. Михайлова, А. П. Сманцер и др.);
- теоретические основы педагогического проектирования и моделирования (В. И. Загвязинский, В. Н. Пунчик, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. И. Цыркун и др.);
- аспекты креативности и творчества в психолого-педагогической науке и образовании (Дж. Гилфорд, И. А. Зимняя, А. П. Лобанов и др.).
Инновационный проект основывается на взаимодополняющих друг друга актуальных подходах в педагогике и образовании: гуманистическом, деятельностном,компетентностном,технологическом,акмеологическом, средовом, системном, кластерном.
Одна из основных проблем, решаемая на основе идей гуманистического подхода (В. В. Сериков, Т. С. Шацкий, В. В. Чечет и др.), проблема переходаличности в позицию субъекта деятельности и мышления на основеразвития системы личностных ценностей.
В основе деятельностного подхода лежит представление о единстве личности с её внешней предметной и внутренней психической деятельностью. Теоретиками данного подхода деятельность рассматривается как основа, средство и условие развития личности (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Для реализации цели и задач инновационного проекта необходимо опираться на следующие теоретические положения, обоснованные в рамках деятельностного подхода: мотивы и цели деятельности выражают общую направленность личности, которая не только проявляется в деятельности, но и формируется; управление познавательной деятельностью строится в общем контексте жизнедеятельности человека, направленности его личности, интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, личностного опыта с целью формирования и развития субъектности в деятельности.
Изучение развивающихся концепций компетентностного подхода (А. И. Жук, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) позволило выделить его основополагающие положения для реализации инновационного проекта: ориентация на формирование способности и готовности человека использовать усвоенные знания и способы деятельности в для решения практических задач; академические компетенции позволяет человеку самостоятельно учиться, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, решать общие для различных видов учебной деятельности проблемы (познавательные, коммуникативные, регулятивные и др.).
Технологический подход– один из основных образовательных подходов, теория и практика реализации которого представлена во многих научных педагогических трудах (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. Е. Бершадский, П. Я. Гальперин, Б. Блум, Г. Гейс, В. В. Гузеев, А. И. Жук, Н. И. Запрудский, В. М. Кларин, Дж. Кэрролл, П. Митчелл, А. И. Подольский, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова и др.). Исходя из посылки, что образовательная технология охватывает определённую область образовательной деятельности, мы можем говорить о технологии самообразования в целом (макротехнология). Вместе с тем, процесс самообразования направлен на решение разнообразных локальных и оперативных учебных, методических, воспитательных задач, нахождение решения которых эффективно с применением подходящих педагогических мезотехнологий и микротехнологий. Анализ образовательных технологий, представленных в современной педагогической литературе, с позиции влияния на формирование самообразовательной компетентности позволил сделать вывод о возможности их использования в индивидуально-личностных и коллективных формах самообразования. Процесс коллективной формы самообразования может значительно усовершенствовать грамотное использование таких технологий как игровая, проектная, модульная, технология коллективной мыследеятельности, технология педагогических мастерских и др. Для индивидуально-личностной формы самообразования, к примеру, эффективно использовать технологию дидактических многомерных инструментов.
Акмеологический подход(В. П. Бранский, С. Д. Пожарский С. С. Сагайдак и др.)в управлении самообразованиемпредполагает создание условий и предоставление возможностей для достижения личностью вершин самореализации путём проектирования этапов профессионально-личностного продвижения субъектов самообразования. Как отмечает С. С. Сагайдак, учёт факторов (основных причин, движущих сил) индивидуальности профессионала и условий (значимых обстоятельств) достижения профессиональных высот способствует прогрессивному развитию человека. При этом индивидуальность профессионала в акмеологической интерпретации обретает следующую структуру: «индивид (носитель природно обусловленных общих задатков работоспособности) – специалист (носитель познавательного начала) – личность (социальная сущность человека».
Основные позиции средового подхода(Э. Н. Гусинский, Д. Г. Медведев, Е. И. Снопкова, Ю. И. Турчанинова и др.), выступающие теоретической базой для инновационного проекта: развитие личности происходит в зависимости от характеристик и условий окружающей среды (социокультурного пространства и пространства жизнедеятельности личности), посредством которой она себя реализует. Поэтому система организации методической среды должна делать её средством комплексного целенаправленного воздействия на развитие личности.
В соответствии с системным подходом, управляемый процесс самообразования личности можно представить в виде целостной педагогической системы, включающей следующие компоненты: цель и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) самообразования; содержание самообразования; инструментарий (средства, методы, способы, приёмы, технологии и др.); субъекты самообразования; деятельность по организации и управлению; результат.
Самообразование как систему характеризует:
целостность (его компоненты подчинены целям, задачам и принципам);
структуризация (наличие подсистем целеполагания, обработки и передачи информации, рефлексии, управления и др.);
иерархичность (подчинённость одних компонентов системы другим);
вариативность (возможность использования различных моделей управления и организации функционирования составляющих компонентов и всей системы в целом);
открытость (наличие внутренних и внешних информационных связей);
системность (каждый компонент может обладать всеми признаками системы).
Управление самообразованием с использованием системного подхода ориентирует педагога на глубокий теоретический анализ сущности самообразования и закономерностей его организации. С учетом того, что процессы самоорганизации распространяются на педагогические системы, управление самообразованием основываетсяна идеях синергетичности и естественной самоорганизации субъекта самообразования при системно-комплексной организации обучения. Синергетическая концепция управления сложными системами, которая даёт направление поиска «точек», где управленческое воздействие на объект окажется эффективным, основывается на целостной картине мира. Поэтому управление по синергетическим правилам считается наиболее экологичным .
Под кластерным подходом (Е. В. Бахарева, Т. И. Шамова и др.) понимается важное для реализации инновационного проекта взаимо- и саморазвитие его субъектов в процессе работы над общей проблемой, осуществляемое на основе объединения усилий по созданию совокупного инновационного продукта, устойчивого партнерства, увеличивающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом (по Шамовой Т. И.) .
Развитие идей названных подходов и конструирование конкретизирующих их принципов организации педагогического самообразования позволило разработать инновационную модель организации самообразования педагогов в учреждении образования, описание которой последует далее.
На основе интерпретации научных теорий определены ключевые понятия инновационного проекта: «педагогический работник (педагог)» и «самообразование (самообразовательная деятельность)», «самообразовательная компетентность». Педагогический работник (педагог) – личность, которая осуществляет педагогическую деятельность в учреждении образования. Самообразование (самообразовательная деятельность) – самостоятельная систематическая познавательная деятельность, направленная на совершенствование образования личности, удовлетворение профессиональных запросов и повышение квалификации.
Понятие «самообразовательная компетентность» выступает результирующим семантическое взаимодействие названных выше ключевых понятий. Самообразовательная компетентность – метапредметный результат процесса самообразования личности, представляющий собой способности к осуществлению умственных и практических действий по самостоятельному поиску решения актуальной проблемы, выбору методов и приемов достижения поставленных целей, обеспечивающий базу творческого и личностного развития.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Теоретической основой для разработки проекта выступили:
- теории развития личности, ведущей роли деятельности в становлении личности, идеи рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого-педагогической науки и практики в области профессионально роста педагога (К. А. Альбуханова-Славская, JI. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JI. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.); идеи об интегративном и интерактивном характере профессиональной деятельности и уровнях деятельности (Я. Л. Коломинский, В. Б. Лебединцев, И. Д. Чечель и др.);
- теории образования, в которых оно выступает как усвоение опыта, приобретаемого как в процессе учебно-познавательной деятельности, так и при взаимодействии с окружающей средой (А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.); концепции личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.); дидактические особенности организации и применения традиционных и инновационных форм обучения (Г. К. Селевко, В. А. Сластёнин, А. В. Хуторской и др.);
- теории управления социальными и образовательными процессами (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, Д. Дьюи, А. И. Жук, У. Килпатрик, Н. Н. Кошель, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.);
- теоретические основы самообразования и его практической реализации (А. И. Андарало, А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, В. В. Догонова, Г. М. Коджаспирова, И. И. Колбаско, А. И. Кочетов, Н. К. Крупская, С. Н. Михайлова, А. П. Сманцер и др.);
- теоретические основы педагогического проектирования и моделирования (В. И. Загвязинский, В. Н. Пунчик, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. И. Цыркун и др.);
- аспекты креативности и творчества в психолого-педагогической науке и образовании (Дж. Гилфорд, И. А. Зимняя, А. П. Лобанов и др.).
Инновационный проект основывается на взаимодополняющих друг друга актуальных подходах в педагогике и образовании: гуманистическом, деятельностном,компетентностном,технологическом,акмеологическом, средовом, системном, кластерном.
Одна из основных проблем, решаемая на основе идей гуманистического подхода (В. В. Сериков, Т. С. Шацкий, В. В. Чечет и др.), проблема переходаличности в позицию субъекта деятельности и мышления на основеразвития системы личностных ценностей.
В основе деятельностного подхода лежит представление о единстве личности с её внешней предметной и внутренней психической деятельностью. Теоретиками данного подхода деятельность рассматривается как основа, средство и условие развития личности (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Для реализации цели и задач инновационного проекта необходимо опираться на следующие теоретические положения, обоснованные в рамках деятельностного подхода: мотивы и цели деятельности выражают общую направленность личности, которая не только проявляется в деятельности, но и формируется; управление познавательной деятельностью строится в общем контексте жизнедеятельности человека, направленности его личности, интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, личностного опыта с целью формирования и развития субъектности в деятельности.
Изучение развивающихся концепций компетентностного подхода (А. И. Жук, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) позволило выделить его основополагающие положения для реализации инновационного проекта: ориентация на формирование способности и готовности человека использовать усвоенные знания и способы деятельности в для решения практических задач; академические компетенции позволяет человеку самостоятельно учиться, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, решать общие для различных видов учебной деятельности проблемы (познавательные, коммуникативные, регулятивные и др.).
Технологический подход– один из основных образовательных подходов, теория и практика реализации которого представлена во многих научных педагогических трудах (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. Е. Бершадский, П. Я. Гальперин, Б. Блум, Г. Гейс, В. В. Гузеев, А. И. Жук, Н. И. Запрудский, В. М. Кларин, Дж. Кэрролл, П. Митчелл, А. И. Подольский, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова и др.). Исходя из посылки, что образовательная технология охватывает определённую область образовательной деятельности, мы можем говорить о технологии самообразования в целом (макротехнология). Вместе с тем, процесс самообразования направлен на решение разнообразных локальных и оперативных учебных, методических, воспитательных задач, нахождение решения которых эффективно с применением подходящих педагогических мезотехнологий и микротехнологий. Анализ образовательных технологий, представленных в современной педагогической литературе, с позиции влияния на формирование самообразовательной компетентности позволил сделать вывод о возможности их использования в индивидуально-личностных и коллективных формах самообразования. Процесс коллективной формы самообразования может значительно усовершенствовать грамотное использование таких технологий как игровая, проектная, модульная, технология коллективной мыследеятельности, технология педагогических мастерских и др. Для индивидуально-личностной формы самообразования, к примеру, эффективно использовать технологию дидактических многомерных инструментов.
Акмеологический подход(В. П. Бранский, С. Д. Пожарский С. С. Сагайдак и др.)в управлении самообразованиемпредполагает создание условий и предоставление возможностей для достижения личностью вершин самореализации путём проектирования этапов профессионально-личностного продвижения субъектов самообразования. Как отмечает С. С. Сагайдак, учёт факторов (основных причин, движущих сил) индивидуальности профессионала и условий (значимых обстоятельств) достижения профессиональных высот способствует прогрессивному развитию человека. При этом индивидуальность профессионала в акмеологической интерпретации обретает следующую структуру: «индивид (носитель природно обусловленных общих задатков работоспособности) – специалист (носитель познавательного начала) – личность (социальная сущность человека».
Основные позиции средового подхода(Э. Н. Гусинский, Д. Г. Медведев, Е. И. Снопкова, Ю. И. Турчанинова и др.), выступающие теоретической базой для инновационного проекта: развитие личности происходит в зависимости от характеристик и условий окружающей среды (социокультурного пространства и пространства жизнедеятельности личности), посредством которой она себя реализует. Поэтому система организации методической среды должна делать её средством комплексного целенаправленного воздействия на развитие личности.
В соответствии с системным подходом, управляемый процесс самообразования личности можно представить в виде целостной педагогической системы, включающей следующие компоненты: цель и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) самообразования; содержание самообразования; инструментарий (средства, методы, способы, приёмы, технологии и др.); субъекты самообразования; деятельность по организации и управлению; результат.
Самообразование как систему характеризует:
целостность (его компоненты подчинены целям, задачам и принципам);
структуризация (наличие подсистем целеполагания, обработки и передачи информации, рефлексии, управления и др.);
иерархичность (подчинённость одних компонентов системы другим);
вариативность (возможность использования различных моделей управления и организации функционирования составляющих компонентов и всей системы в целом);
открытость (наличие внутренних и внешних информационных связей);
системность (каждый компонент может обладать всеми признаками системы).
Управление самообразованием с использованием системного подхода ориентирует педагога на глубокий теоретический анализ сущности самообразования и закономерностей его организации. С учетом того, что процессы самоорганизации распространяются на педагогические системы, управление самообразованием основываетсяна идеях синергетичности и естественной самоорганизации субъекта самообразования при системно-комплексной организации обучения. Синергетическая концепция управления сложными системами, которая даёт направление поиска «точек», где управленческое воздействие на объект окажется эффективным, основывается на целостной картине мира. Поэтому управление по синергетическим правилам считается наиболее экологичным .
Под кластерным подходом (Е. В. Бахарева, Т. И. Шамова и др.) понимается важное для реализации инновационного проекта взаимо- и саморазвитие его субъектов в процессе работы над общей проблемой, осуществляемое на основе объединения усилий по созданию совокупного инновационного продукта, устойчивого партнерства, увеличивающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом (по Шамовой Т. И.) .
Развитие идей названных подходов и конструирование конкретизирующих их принципов организации педагогического самообразования позволило разработать инновационную модель организации самообразования педагогов в учреждении образования, описание которой последует далее.
На основе интерпретации научных теорий определены ключевые понятия инновационного проекта: «педагогический работник (педагог)» и «самообразование (самообразовательная деятельность)», «самообразовательная компетентность». Педагогический работник (педагог) – личность, которая осуществляет педагогическую деятельность в учреждении образования. Самообразование (самообразовательная деятельность) – самостоятельная систематическая познавательная деятельность, направленная на совершенствование образования личности, удовлетворение профессиональных запросов и повышение квалификации.
Понятие «самообразовательная компетентность» выступает результирующим семантическое взаимодействие названных выше ключевых понятий. Самообразовательная компетентность – метапредметный результат процесса самообразования личности, представляющий собой способности к осуществлению умственных и практических действий по самостоятельному поиску решения актуальной проблемы, выбору методов и приемов достижения поставленных целей, обеспечивающий базу творческого и личностного развития.
разгарнуць » / « згарнуць