«Экзамены без стресса»!
Дорогие выпускники, впереди вас ждут экзамены.
Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?
Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом я не стану. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.
Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ.
В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен". Уважаемые выпускники! Не рассматривайте экзамены как катастрофу. Пусть вас утешает хотя бы то, что скоро все закончится, и вы с ностальгией будете вспоминать о веселых школьных годах и сравнительно легких и безобидных экзаменах.
- Экзамен - это проверка, но проверка не только самих знаний, но и умения эти знания к себе в голову уложить, удержать их там необходимое время, да еще и суметь ими воспользоваться и правильно преподнести.
Место для занятия.
- необходимо правильно организовать рабочее место (уберите со стола лишние учебники и тетради, пусть будет больше свободного пространства),
- на стол можно поставить картинку или предмет желтого и фиолетового цветов, так как эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Как запоминать большее количество материала.
- Повторяем материал по вопросам.
- Вспоминаем, записываем все, что знаешь, затем проверяется правильность основных фактов, дат.
- При прочтении учебника выделяются главные мысли – это опорные пункты ответа.
- Необходимо научиться составлять краткий план на каждый вопрос на маленьком листочке.
- В последний день перед экзаменом следует просмотреть эти листочки-планы.
Готовимся психологически.
Начинать готовиться к экзамену следует заранее, понемногу, по частям, при этом сохраняя спокойствие. Ежедневно необходимо выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Бережное отношение к глазам (каждые 20-30 минут отрываем глаза от книги, делаем гимнастику для глаз).
Гимнастика для глаз.
- взгляд попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево -вправо (15 секунд);
- «написание» глазами своего имени, отчества, фамилии;
- попеременное фиксирование взгляда на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунда);
- «рисование» квадрата, треугольника, сначала по часовой стрелке, затем – в противоположную сторону (рекомендуются именно эти фигуры, а не круг).
Упражнения на стимуляцию познавательных способностей.
- большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости, потом меняем руку.
- большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.
Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.
Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.
Обязательно следует чередовать работу и отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа.
Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.
Не позволяйте негативному мышлению завладеть вашим сознанием, не допускайте сомнения. Сомнение легко превращается в самовнушение неудачи.
Накануне экзамена
Высказывайтесь положительно. Помешать вам могут отрицательные высказывания. Подсознание запоминает «не», и чаще всего человек не достигает желаемого результата. Положительные мысли нужно культивировать, нужно приучить к ним свой мозг.
Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя-предметника.
Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:
В чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям.
В паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть.
В состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове".
В ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.
В растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.
Помним, как выглядит формула стресса: Э- = К*П ( Ии - Ин) (где Э - отрицательные эмоции, К - особенности человека, П - потребности, Ии - информация известная, Ин - информация неизвестная).
Простые упражнения для снятия стресса
Медленное дыхание. На четыре счёта сделайте вдох, далее на четыре счёта задержите дыхание. Теперь на четыре счёта выдохните и снова задержите дыхание, тоже на четыре счёта. Дышите таким образом в течение 5 минут, после которых незаметно наступит расслабление.
Дыхание животом. Дышите глубоко, но не грудью, а животом. При каждом вдохе он должен наполняться, округляться. Чтобы контролировать это, положите ладони на область пупка и держите их там. Проделывайте упражнение в течение 5 минут.
«Мороженое». Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и
даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью.
Давайте подведем итоги.
- Живем по режиму
- Умеем работать с книгой
- Знаем приемы запоминания
- Чувствуем себя уверенно
Желаю успеха! Педагог-психолог Елена Алексеевна
раскрыть » / « свернуть