Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования

Актуальность проекта

Среди приоритетных направлений стабильного развития Республики Беларусь в современных условиях становления мировой когнитивной экономики – организация непрерывного образования человека в течение всего жизненного цикла. Учреждению образования необходим педагог с высоким уровнем профессионализма, быстро адаптирующийся, адекватно реагирующий на стремительно происходящие перемены в образовательном пространстве, способный находиться в состоянии постоянного интеллектуального роста при одновременном решении задач личностного совершенствования учащегося. К показателям профессионализма современного педагога относится самообразовательная компетентность, которая проявляется в стремлении к улучшению образовательного процесса путем индивидуального педагогического развития и реализации себя как активного творца действительности в сфере образования, организации собственной профессиональной деятельности с учётом достижений науки.

Накопленный в прошлом столетии отечественный опыт сопровождающей самообразование педагогов методической работы является основой её реализации и в современном белорусском учреждении образования. Однако этого опыта уже недостаточно для эффективной организации самообразовательной деятельности сегодня. Среди выявленных в процессе историко-педагогического анализа прецедентной литературы современных тенденций в развитии процесса организации педагогического самообразования следующие:

- рост роли самообразования в повышении квалификации педагогических кадров;

- последовательное использование опыта гибкого (маневренного, основанного на учёте актуального развития ситуации) управления самообразовательной деятельностью;

- активизация методического сопровождения субъектов самообразования в учреждениях образования;

- переход от использования педагогами отдельных элементов самообразовательной деятельности к современным технологиям его организации в процессе методической работы в учреждении образования.

В этой связи требуется переосмысление специфики организации самообразовательной деятельности педагогов в учреждении образования с учётом изменившихся социокультурных условий и разработка адекватных механизмов, способов и средств её эффективной реализации.

В результате проведенного анализа теории и практики организации педагогического самообразования в учреждениях образования Республики Беларусь выявлены противоречия между:

- требованием осознанного и ответственного подхода педагогов к самообразовательной деятельности и недостаточной разработанностью современных методических и организационно-управленческих средств, обеспечивающих организацию педагогического самообразования в условиях учреждения образования;

- многообразием форм, содержания и способов организации методической работы в учреждении образования и их недостаточной систематизацией в контексте реализации эффективной самообразовательной практики;

- существующими инновационными подходами использования разнообразных образовательных возможностей в системе непрерывного педагогического самообразования и реализацией традиционной структуры методического взаимодействия в учреждениях образования.

Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы инновационного проекта «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования».

Уникальность представляемого проекта состоит в том, что в своей типологии он синергично сочетает в себе особенности как продуктовой инновации (используется специально разработанные модель организации самообразования педагогов в учреждении образования, технология реализации соответствующей деятельности и рефлексивно-диагностический инструментарий), так и процессной (предназначена для повышения самообразовательной компетентности педагогов как гаранта улучшения качества предоставления образовательных услуг, создания педагогами-участниками значительно улучшенных образовательных продуктов), и организационной (направлена на увеличение эффективности работы учреждения образования по достижению стратегических целей при уменьшении операционных затрат за счёт интеграции в кластер методической работы и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов; улучшение условий работы для повышения производительности труда с использованием преимущественно нематериальных активов). Полученный в ходе реализации данного проекта опыт и его результаты будут полезны для других учреждений образования региона и системы образования в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость инновационного проекта заключается в следующем:

1) в выявлении основных тенденций и потенциальных возможностей организации управляемого самообразования личности; обосновании сущности, структуры, содержания, условий и принципов совершенствования процесса организации самообразования педагогов в современных условиях развития информационного общества;

2) в наличии модели организации самообразования педагогов в учреждении образования, разработанной на основе теоретически обоснованных и практически подтверждённых экспериментальных результатов научных исследований;

3) в специально сформированном консультантом проекта научно-методическом и рефлексивном диагностическом обеспечении процесса организации самообразования педагогов в учреждении образования, что также подчеркивает научную новизну инновационного проекта.

Важнейшим направлением обоснования научной новизны и практической актуальности данного инновационного проекта также выступает проектируемая деятельность по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников в системе взаимодействия участников инновационного проекта в условиях функционирования кластера.

Цель инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогов посредством моделирования и создания развивающей образовательной среды в учреждении образования, оптимизации существующих организационно-управленческого, технологического, информационного аспектов методической работы и совершенствования самообразовательной практики.

Задачи:

1) создать для педагогических работников оптимальные, комфортные, мотивирующие к реализации инновационного проекта, здоровьесберегающие социально-психологические, организационно-управленческие, материально-технические условия организации целенаправленной самообразовательной деятельности;

2) обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности участников проекта на всех этапах реализации инновационной модели с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект;

3) сформировать и обеспечить информационными ресурсами партнерскую сеть для организации методического взаимодействия участников инновационной деятельности, выявления успешного инновационного опыта, совместного осмысления возникающих проблем, совершенствования работы по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников и развитию инновационной культуры;

4) сформировать, изучить, оценить, обобщить и распространить инновационный опыт по внедрению модели организации самообразования педагогов в учреждении образования.

Решение выделенных задач и достижение поставленной цели инновационного проекта в свою очередь детерминирует коренное улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых учреждением образования.

Общественная эффективность инновационного проекта основана на следующих позициях:

- юридическая защищенность проекта (соответствие законодательству Республики Беларусь, его реализуемость в нормативно-правовом поле осуществления информационного взаимодействия участников);

- наличие механизма гарантии обязательств, принимаемых участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта (локальная нормативная документация);

- научно обоснованная система управления реализацией проекта, обеспечивающая (при возможных изменениях условий реализации проекта) должное информационное взаимодействие между участниками проекта;

- присутствие механизма синхронизации деятельности участников, корректировки их действий для успешного завершения проекта (технология организации педагогического самообразования в учреждении образования);

- наличие синергетического эффекта в достижении стратегических целей учреждения образования на основе интеграции методической работы и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов при одновременном уменьшении операционных затрат в процессе реализации кластерного подхода;

- наличие очевидной пользы (выгоды) для участников образовательного процесса, заложенной в инновационном продукте.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью широкого внедрения в методическую работу учреждений образования модели и технологии организации самообразования педагогов в учреждении образования. Наличие научно обоснованного, технологичного механизма внедрения проекта подтверждает его реальную осуществимость. Рассчитанный на один год, проект удобно сочетается с календарным планированием функционирования учреждения образования. Вышеописанные характеристики проекта позволяют сделать вывод, что его реализация на практике существенно повысит продуктивность организации педагогического самообразования в учреждениях образования.

 

Модель оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования

раскрыть » / « свернуть

Нормативно-правовое обеспечение

раскрыть » / « свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

раскрыть » / « свернуть

Основная идея инновационного проекта и инновационная модель

раскрыть » / « свернуть

Описание этапов реализации инновационного проекта

раскрыть » / « свернуть

Описание критериев и показателей, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности

раскрыть » / « свернуть

Консультант инновационного проекта

раскрыть » / « свернуть

Состав инновационного проекта

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта